Центробанк выступил с предложением тестировать новые финансовые продукты перед их выводом на рынок: новинки должны быть понятны потребителю. В частности, кредитным организациям могут ограничить выдачу высокорисковых кредитов населению и запретить некорректную рекламу, которая вводит россиян в заблуждение.
ЦБ предложил способ избежать появления на рынке финансовых продуктов, несущих разочарование и потерю денег для людей, сообщает "Парламентская газета". Регулятор предлагает обсудить вариант, когда участники рынка сами оценивают потребительские риски своих финансовых продуктов перед их выводом на рынок или обновлением. Речь идёт о новых банковских сервисах, страховых продуктах и инвестиционных инструментах.
Важный критерий оценки продукта - вероятность дополнительных расходов, комиссий, потери вложенных средств либо неполучения дохода, предусмотренного условиями договора, отметили в ЦБ. Там предложили вести мониторинг продаж нового продукта, чтобы на ранних стадиях выявлять проблемы и вносить необходимые коррективы. Это, как считается, предотвратит продажу финансовых услуг, которые не несут явной пользы потребителю, а предназначены только для извлечения максимальной прибыли.
Примером финансового продукта, который не несёт пользы потребителю, в ЦБ назвали оформление кредитных карт с небольшой суммой лимита.
Если потребитель вовремя гасит предоставленный ему лимит, банк вносит в его кредитную историю запись, которая улучшает её. Но ценность в данном случае неочевидна, сказано в докладе: возможность распоряжаться средствами отсутствует, поскольку они полностью или частично списываются в качестве платежа за выпуск или годовое обслуживание кредитной карты. Кроме того, добросовестное обслуживание кредитки не гарантирует повышения рейтинга потребителя, но может негативно сказаться на кредитной истории в случае просрочки исполнения обязательств.
Ещё одно предложение ЦБ касается внедрения ключевых информационных документов - структурированной формы краткого описания сущности финансового продукта. Там должен быть чётко прописан и срок кредитования, и указана реальная процентная ставка. Финрегулятор также проанализировал обращения клиентов банков, касающиеся навязывания дополнительных продуктов. По его данным, чаще всего людям предлагают договоры страхования. Кроме того, в последние годы участились жалобы, связанные с подменой банковских продуктов. Людям под видом вкладов предлагают инвестиционные продукты.
Свежие комментарии